Ранние города и бурговые города

Третий этап начинается с возникновения городских посадов, заселенных ремесленниками, купцами и обслуживающим людом в непосредственной близости от княжеских или государственных замков-крепостей (бургов) 189. Княжеская крепость могла быть построена в уже существовавшем раннем городе, либо же происходила полная перепланировка городской территории и ее укрепление. В любом случае, однако, этот этап градообразования был связан с консолидацией господства феодальной знати и государственности в Польше, в земле ободритов, в Дании, Швеции и на Руси. В основном он начинается со второй половины X в. На южном берегу Балтийского моря на этом этапе возникают Гданьск, Колобжег, Щецин, Уседом и Старый Любек.

Старый Любек (план)
В Дании, возможно тогда же, перестраивались Орхус, Хедебю и Рибе. В Швеции, несмотря на топографические преобразования (появление укреплений), сошло на нет значение Бирки и возникла Сигтуна. На Готланде, кажется, в такой же взаимосвязи находится зарождение Висбю, заместившего старый Павикен. После многолетней научной дискуссии можно считать решённым еще один спорный вопрос: о так называемых «полукруглых валах». В Бирке, Хедебю, Рибе, Орхусе, Павикене в топографической связи с приморскими торговыми местами сохранились или могут быть реконструированы на основе исследования местной городской территории оборонительные валы, защищавшие обширную, полукруглую в плане площадь поселения (незащищенной стороной обращенную к водному пространству, гавани). Археологические исследования последних десятилетий доказали, что все эти укрепления были построены не ранее X в., в Хедебю же только в последней четверти X в.190 В Орхусе, вероятно, полукруглый вал был заложен уже в начале X в., несомненно одновременно и в связи с основанием города. Позади вала располагались полуземлянки, размещением и размерами очень напоминающие современные им караульные помещения в «пфальцах» сторожевых замках немецкого феодального государства191. В Бирке точно так же городской вал был сооружен к началу X в., при этом, по-видимому, произошла определенная реорганизация поселения192. Лишь немногие центры на этом этапе смогли вступить на самостоятельный путь развития городских республик: это прежде всего Волин в устье Одера и несколько позднее Новгород на оз. Ильмень. Волину удавалось, чаще всего в ожесточенной борьбе, сохранять свою независимость до тех пор, пока ок. 1120 г. он не был включен в состав Польского феодального государства. Раннегородские институты других поморских городов также действовали ещё в то время, когда епископ Отто Бамбергский в 1124—1125 гг. по поручению польского герцога Болеслава путешествовал по Поморью, чтобы обратить в христианство волиниев и других поморян. Во всех посещенных им местах наряду с префектами, посаженными князем, имелись и собрания горожан, решения которых зависели от богатейших граждан города, prineipes и primates Последние в тесном взаимодействии с языческим жречеством составляли совет, управлявший городом. Массы участников народных собраний состояли исключительно из свободных граждан, в том числе торговцев, ремесленников, корабельщиков, крестьян. На этих собраниях обсуждались важные вопросы, такие, как принятие христианства, точно так же, как ранее это происходило в Бирке. Но при этом, кажется, народное собрание уже изживало себя. Возникающие церковная иерархия и христианская идеология были структурой и идеологией господствующего класса, постепенно оттеснявшего народное собрание в западнославянских ранних городах на задний план.